В работе А. А. Смирнова было показано, что задача воспроизвести текст возможно точнее приводила прежде всего к значительно большей ясности и четкости восприятия каждой части текста. А. А. СмирновБез этой задачи многое в тексте прочитывалось поверхностно, в результате чего испытуемые схватывали лишь общее содержание определенных частей тек ста, осознавали только наиболее важное и характерное. Задача воспроизвести точнее стимулировала к мысленному повторению отдельных частей текста, связанного с осмысливанием их содержания. В связи с этим значительно возрастала роль двигательных и в особенности речедвигательных моментов, при «проговаривании» вслух, шепотом или «про себя» отдельных слов и целых фраз.

В опытах с задачей воспроизвести возможно полнее чтение текста взрослыми испытуемыми протекало медленнее, чем без постановки такой задачи. Это вызывалось необходимостью полнее осознать все со держание текста. Внимание испытуемых сосредоточивалось главным образом па смысле текста, на связи отдельных частей текста между собой, тогда как при задаче на точность воспроизведения они уделяли внимание и форме отдельных его частей. Задача на сохранение последовательности в воспроизведении вызы вала более внимательное чтение текста, выделение частей текста, их озаглавливание, связывание между собой, мысленное повторение и пр. В других своих опытах А. А. Смирнов изучал влияние общей, не дифференцированной мнемической задачи на процессы понимания за поминаемого материала. В одном опыте испытуемые (взрослые) читали текст без мнемической задачи, а только с целью понять его содержание, в другом они читали текст с целью запоминания. Автор отмечает, что при наличии мнемической задачи достигалась большая полпота и глубина понимания. Мнемическая задача стимулировала к группировке материала. Выделяемые смысловые части улуч шали понимание и облегчали запоминание; они выполняли роль «смысловых вех», которые помогали лучше ориентироваться в содержании текста при последующем его воспроизведении.