ПсиходрамаКажется, именно Аристотель первым отметил «катартический» эффект драматического действия на зрителя.

Но при этом можно задаться вопросом, не маркизу ли де Саду мы обязаны первым использованием театра в собственно психотерапевтических целях. Тем не менее, в чистоте его намерений существовали сомнения.

Но именно Морено создал настоящую психодраматическую технику. Первые идеи пришли ему в голову после конфиденциального разговора с мужем одной актрисы. Эта актриса-инженю, в противовес своему амплуа, в семейной жизни вела себя очень негативно. Морено предложил ей новую пьесу, в которой она должна была сыграть мегеру. Инженю оказалась великолепной мегерой. Муж рассказал Морено, что дома она продолжала вести себя как обычно, но в тот день, когда была импровизирована указанная сцена, она, напротив, была нежной. Морено продолжил эксперимент, заставляя супругов разыгрывать различные моменты семейной жизни.

Психодрама разворачивается в зале без декораций. Таким образом, воображению актеров предоставляется полная свобода. Они должны вновь пережить эпизоды личной жизни, и при этом не чувствовать себя на сцене перед зрителями. Морено, опираясь на многочисленные личные теоретические и философские концепции, видел в психодраме активную тренировку импровизации. Для него импровизация является функцией, такой, как интеллект или память, которая при этом слабо развита в нашей цивилизации. У Морено можно найти детальный анализ развития импровизации.

В психодраме больной должен стать актером. Он обязан действовать, «выходить» за рамки своей болезни, а не присутствовать при ней. Он живет и выражает свои мысли, последовательно проходя через различные этапы развития импровизации.

В ходе развития ребенка формируется «вспомогательное Я». Вспомогательное Я ребенка — его мать. Оно играет двойную роль: воплощает личность человека и руководит им. В психодраматическом лечении задействованы различные вспомогательные Я. Они остаются нейтральными и играют свою роль в соответствии с распоряжениями субъекта. Если он не способен принять решение, роли распределяет терапевт. После сцены больной вслух разговаривает со своим вспомогательным Я.